понедельник, 14 февраля 2011 г.

Уроки быстрой езды. Статья №1.

Основы прохождения поворотов

Траектория прохождения поворота
Любой поворот - это прежде всего борьба гонщика с центробежной силой. Эта сила постоянно норовит вытолкнуть автомобиль за внешнюю обочину. Чем больше радиус поворота, тем слабее эта сила и тем выше допустимая скорость прохождения поворота.
Для того чтобы понять, по какой траектории вы должны проходить поворот, первым делом нужно определить, где расположена фактическая вершина поворота. Именно рядом с этой точкой должен находиться ваш апекс, то есть вершина вашей траектории. Вершина траектории -  это точка траектории, после прохождения которой вы начинаете возвращать руль в центральное положение и ускоряться.
На рисунках зеленым обозначена идеальная траектория, красным - не идеальная:




Опытные гонщики как правило смещают апекс немного за вершину поворота - это позволяет увеличить участок для ускорения и улучшить общий результат.
Стоит обратить внимание на то, что идеальная траектория так же должна быть максимально плавной - это обеспечит уменьшение итогового радиуса поворота, центробежной силы и, соответственно, увеличит предельную скорость прохождения поворота.

Работа рулем и педалями
Итак, если вы хотите ездить быстрее всех, вы должны быстрее всех проходить повороты :) Но помните, что вы не должны проходить повороты слишком медленно или слишком быстро. Очевидно, что при медленном прохождении, вас обгонят во время поворота, а при слишком быстром вы рискуете вообще сойти с трассы, не совладав с вашим главным соперником - центробежной силой. Максимально быстрый поворот - это поворот на пределе, когда от вылета с трассы вас отделяют считанные сантиметры дорожного полотна и считанные единицы скорости.
Любой поворот должен состоять из 3 этапов:
1. торможение;
2. поворот;
3. ускорение.


Максимально быстрый поворот - это сочетание трех неотъемлимых слагаемых:
1. максимально позднее торможение;
2. максимально высокая скорость поворота;
3. максимально раннее ускорение.
Приближаясь к повороту по скоростной прямой, вы должны как можно быстрее сбросить скорость до оптимальной, на которой ваш автомобиль способен пройти поворот. Тормозить нужно всегда резко и в полную силу. Торможение не "в пол" весьма не эффективно. Старайтесь начинать работать рулем только после завершения торможения, когда оптимальная скорость достигнута: так вы оптимизируете распределение веса автомобиля по всем четырем колесам, что дает вам дополнительное сцепление с трассой, иначе вы рискуете вообще не вписаться в поворот. Во время поворота необходимо балансировать между управляемостью и сцеплением с трассой. Верный признак того, что поворот проходится оптимально - это слабое поскрипывание резины. В момент поворота очень важно не расходовать драгоценное сцепление, не начинать преждевременное ускорение, не делать резких рывков рулем.

Избыточная и недостаточная поворачиваемость
Зачастую, когда вы следуете идеальной траектории при прохождении поворота, вы можете почувствовать как ваша машина недостаточно хорошо поворачивает, передние колеса проскальзывают, наблюдается вялая реакция на руление. Это явление называется недостаточной поворачиваемостью (understeer). С другой стороны если существует и обратное явление, называемое избыточной поворачиваемостью (oversteer).  Два автомобиля с одинаковой мощностью и с одинаковой массой могут  быть склонны как избыточной так и недостаточной поворачиваемости при одной и той же скорости прохождения поворота.  На поворачиваемость влияет множество факторов, но в подавляющем большинстве случаев недостаточная поворачиваемость характерная для переднеприводных автомобилей, избыточная поворачиваемость же характерна для заднеприводных. Это часто может объясняться одним и тем же явлением - избыточным крутящим моментом. На заднеприводном автомобиле при проскальзывании задней оси происходит резкий поворот в сторону поворота, а у переднейприводной - недостаточное сцепление из-за пробуксовки передних колес не позволяет уверенно "нырнуть" в поворот.

Подведу краткий итог. Чем отличается быстрый гонщик от медленного? Быстрый знает когда нужно затормозить,  на какой скорости пройти поворот и в какой момент начать ускорение. Все эти действия он производит, строго следуя  по идеальной траектории поворота, четко понимая особенности своего автомобиля в его склонности к недостаточной либо к избыточной поворачиваемости.

Продолжение следует...

10 комментариев:

  1. когда нфс проходил всё это наизусть знал!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, действительно полезно и интересно

    ОтветитьУдалить
  3. Попробовать бы все это на настоящем треке и спортивном автомобиле

    ОтветитьУдалить
  4. В NFS у меня никогда не получалось делать кошерные повороты.

    ОтветитьУдалить
  5. "когда нфс проходил всё это наизусть знал!"

    Кстати, да :)

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо! Отличная статья, сам считаю что управление машиной это не только навыки управления механизмом, а умение чуствовать баланс взаимодействущих сил

    ОтветитьУдалить
  7. Про NFS присоединяюсь к остальным.Статья интересна.

    ОтветитьУдалить
  8. интересно а много ли у нас в России треков, на которых можно такому поучиться?

    ОтветитьУдалить